Read Time3 Minute, 27 Second

1 – 2 ноября 2022 года в Пензенской духовной семинарии состоялась VI Международная научно-практическая конференция «Христианство и педагогика: история и современность». Мероприятие, организованное Пензенской духовной семинарией, собрало на своих площадках специалистов в области богословия, педагогики, психологии, истории, культурологии, филологии, религиоведения, искусствоведения, философии, этнографии и социальной работы. В конференции приняли участие представители Учебного комитета Русской Православной Церкви, высших учебных заведений России, Беларуси и других стран.

Открылся форум пленарным заседанием. В актовом зале Пензенской духовной семинарии ректор учебного заведения митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим приветствовал всех собравшихся и пожелал участникам научного собрания плодотворной работы.

«Магистратура Пензенской духовной семинарии связана с педагогикой, поэтому неотъемлемой частью нашей научной деятельности является проведение конференций. В этом году форум в основном посвящен вопросам педагогики, в том числе православной. Кроме этого, будут рассматриваться вопросы богословия, пастырского служения и исторической памяти, — сказал Высокопреосвященный владыка Серафим. — В рамках конференции мы постарались вынести на обсуждение все актуальные вопросы, которые стоят перед Церковью, обществом и наукой как таковой: и теологией, и педагогикой. Спектр довольно широкий в связи с тем, что пастырство — большой жизненный блок, который должен освоить студент, готовящийся быть священником».

Затем с приветственным словом к участникам конференции обратился председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия, кандидат богословия, профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов: «Уже в шестой раз в Пензенской духовной семинарии проходит это важное мероприятие, во время которого устанавливаются взаимоотношения христианства и педагогики, веры и процесса воспитания. Еще Климент Александрийский говорил о том, что Христос есть Учитель каждого человека. Воспитание человека — общая задача Церкви, педагогического сообщества и родителей. Сегодня мы видим в значительной мере кризис воспитания, который связан как с постоянным пребываниям молодежи в социальных сетях и различных мессенджерах, так и в целом с отсутствием понимания часто у учащих и воспитывающих, чем живут и дышат молодые люди. Уверен, что только актуализируя лучшие традиции воспитания, имевшие место в Российской империи, как и практики Макаренко и Сухомлинского, наследие святых митрополитов Владимира Богоявленского и святого Алексия Мечева, мы сможем выработать тот путь, который способствует качественному прорыву в деле воспитания молодежи».

От лица губернатора и Правительства Пензенской области с открытием конференции собравшихся поздравил Министр образования Пензенской области Алексей Комаров: «У нас в Российской Федерации более 30 кафедр теологии, которые открыты на базе высших учебных заведений, очень активно развиваются аспирантуры, докторантуры, духовные семинарии. И одна из тех духовных семинарий, на которую многие регионы равняются, — это пензенская духовная школа».

После этого в ходе рабочей части мероприятия епископ Волгодонский и Сальский Антоний выступил с докладом «Преемственность священнических поколений и современное пастырство». 

Также в рамках пленарного заседания свои исследования презентовали: представитель Общины Святого Эгидия (г. Рим, Италия) в России, кандидат исторических наук Алессандро Салаконе («Память новомучеников как педагогическое предложение для воспитания молодежи»), доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методологии образования Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского Александрова Екатерина Александровна («Психолого-педагогическое сопровождение духовно нравственного воспитания: вопросы модернизации методов и форматов»), руководитель федеральных проектов Рособрнадзора, директор по развитию ГК «Просвещение» Алтыникова Наталья Васильевна («Готовность российских педагогов к осуществлению воспитательной деятельности»), доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга Шкаровский Михаил Витальевич («Сподвижник митрополита Петроградского Вениамина мученик юрист Иоанн Ковшаров»), доктор педагогических наук, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Пензенской духовной семинарии, научный руководитель проекта «Клевер лаборатория» Склярова Татьяна Владимировна («Цифровая образовательная платформа Клевер Лаборатория: возможности и перспективы для развития православного образования»).

После обеда форум продолжился работой круглого стола «Качество образования в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви», а также заседаниями секций «Педагогика и образовательная деятельность РПЦ» и «Роль Русской Православной Церкви в сохранении исторической памяти».

Во второй день конференции продолжилась работа круглого стола и прошло заседание трех секций: «Педагогика и образовательная деятельность РПЦ», «Современное пастырское служение» и «Богословие и библеистика». 

В завершение конференции для гостей была проведена ознакомительная экскурсия по комплексу Спасского кафедрального собора.

Международная научно-практическая конференция «Христианство и педагогика: история и современность» организуется Пензенской духовной семинарией с 2017 г.  Мероприятие является площадкой для обмена опытом в области педагогики, психологии, истории, культурологии, филологии, религиоведения, искусствоведения, философии, этнографии и социальной работы. Участие в работе принимают исследователи регионов России, Белоруссии, Греции, Латвии, Финляндии, Испании, Австралии и других стран.

Фото: иерей Вячеслав Шигуров